Из истории русского паркета

19.01.2017 / Отделочные работы / Теги:

Ах, какие раньше были паркеты! Про царские замки все равно лучше К.А.Соловьева не расскажешь, неспроста его знаменитую книгу по цитатам с кавычками и без растащили по бесчисленному множеству статей.

паркет

Но многим из нас, практически всем, пришлось, подвязав тесемки тряпочных тапочек, вступать на паркеты петергофа, гатчины, меньшиковского и павловского дворцовых комплексов. И это касание к вечному искусству осталось с любым испытавшим на всю жизнь.

Ведь были паркеты в одном из залов в царском селе, где под управлением архитектора камерона «был набран штучный пол из 12 различных дерев со вставливанием в них жемчужных раковин или перламутра». И было время, когда за час театральный зал в родовом гнездо шереметевых в останкино превращался в бальный. И женщины и кавалеры танцевали на паркетах, один из рисунков которых по которой пору называют «шереметьевским».

И времена, когда после пожара в екатерининском дворце архитектору стасову было очень высокое повеление реконструировать разноцветные полы, если есть возможность близкие к пострадавшему от бедствия оригиналу, и делать это «казенным мастеровым людям, кои лучшее в этом искусство имеют».

И были еще украшенные паркетом замки знати и дома не бедных людей, а в период СССР — хоромы теневиков как правило в закавказье и южных республиках, но не только там. И был блистающий глянцем паркет в зале для проведения банкетов на верхотуре кремлевского дворца съездов, уложенный поспешно итальянцами и испорченный шпильками женщин советского бомонда.

А вентилируемые полы — эти гранды среди паркетов, не боявшиеся ни сухости, ни влажности и доставшиеся нам в наследие от позапрошлого и первой трети прошлого столетия. Под них сооружали подполы с вентиляцией, и их на первый взгляд можно было узнать по решеточкам в паркете.

Ох, томно мне, мама. Или погибшие под солдатскими кострами армий фельдмаршала В.Лееба полы в резиденции на лето российских царей и прочих дворцах в местностях ленинграда. Наличные средства, отмеченные по особому распоряжению ЦК во второй половине 40-ых годов XX века, чертежи и обмерные таблицы, сохраненные в архивах, не обращая внимания на блокаду, бомбежки и обстрелы, реставраторы и историки-блокадники и демобилизованные воины и офицеры в гимнастерках без погон и с нашивками за ранения, столяры и резчики, возвращенные из гулаговского небытия (на воле повыбило их на войне да и задолго до нее тоже, а там сохранились те, кто накапливал мебель для руководства НКВД да в качестве подарка самому) — все это дало возможность поднять, реконструировать, возвратить к жизни замки и их «разноцветные штучные полы из заморских пород». Новоделы, разумеется, но высочайший класс.

  Паркет или ламинат: главные отличия и критерии выбора

Ох, славно мне, мама. И была паркетная халява в большом колличестве домов времен СССР, халява, предполагаемая там, где полстраны занималось лесоповалом. Паркет к лагутенковским пятиэтажкам подвозили на самосвалах и вываливали в снег. Его затаривали в одну-две квартиры цокольного этажа, а потом на горячий вар укладывали прямо на стяжку, а то и на плиту: один-два этажа дубовый, дальше буковый, грабовый, а на последнем — что и как потребуется, вперемешку.

И все «елкой»: в министерстве, поликлинике, школе, военкомате и жилище — везде «елка», до этого времени даже молодые морщатся при виде этого рисунка укладки, его еще долго на врожденном уровне потребуется выводить из организма, может «столичной», если уж она «хороша от стронция».

А в это же время, есть легенда, что фридрих великий считал «елку» (только называлась она тогда и там «рыбьим скелетом») королевской укладкой, для дворцовых комплексов более остальных подходящей.

Ох, тошно мне, мама. И уже в совсем новые времена новые поклонники мозаичного паркета просят «сделайте мне эстетично», а то и «так, как ни у кого».

И делают, кто как может. Кто-то, лихо запрограммировав, режет (а в принципе, прожигает) дерево лазером, создавая привлекательные и необычные, но к несчастью, непрочные щитовые декорации. Иные применяют для этого механическую отделку, зато наличные средства берут немерянные и сроки предписывают неблизкие. «А кто мне и что может сказать, если я во всей флоренции один данный рисунок делаю». Монополия, однако.

паркет

И везут, везут со всей земли многоцветное тропическое дерево, менее половины разновидностей которого хоть на что-то в этом климате годится, тем более в комбинированиях с другими породами. Ох, стрёмно мне, мама. Но не все так плохо в «королевстве датском» (оттуда, кстати, и паркет отличный к нам везут).

  Чтобы паркет не утратил естественную роскошь: правила эксплуатации и ухода за паркетным полом

Научились, в конце концов, выбирать из пёстрого потока иностранного дерева стабильные и крепкие породы, виртуозно комбинирующиеся в трудных рисунках мозаичного паркета. Специалисты-станочники частью купили, частью разработали и сделали непростые станки с программным управлением для механической деревообработки. Уже возник на отечественном рынке цветной дубовый паркет из италии, прокрашенный в массе, на всю толщину в широкой гамме привычных и оригинальных цветов.

Уже запущено в подольске производство сборного во фрагментах мозаичного паркета для розеток и прочих композиций. Это даст возможность резко увеличить регион распространения цветных паркетов в российской федерации и их сделать доступными в регионах, где до этого времени некому было их ложить. Принципиально важно, что сформировалась когорта художников, смело работающих в такой области декоративно-прикладного искусства, как мозаичный паркет.

Имена С.С. Давыдова, Е. Куликовой-луковой, В. Юдина, Т. Котельниковой далеко не исчерпывают списка тех, кто продолжает славные обычаи наших прадедов, обозначивших собственным творчеством в 18-м — начале 19-го столетия промежуток, справедливо называющийся в летописи мирового декоративно-прикладного искусства «золотым столетием российской мебели и паркета».

И все же бесконечное изобилие на рынке «паркетного самогона», постоянные попытки монополизировать рынок паркета и услуг по его кладке, распространение технологий по изготовлению суррогатов паркета на основе модифицированной древесины или композитов, штамповка дизайн-проектов эстетических композиций, в которых нарушены все каноны эстетики и здравого смысла (от меры и пропорций до фэн-шуй) — это все заставляет ломать голову, что новый «золотой век» неблизок, а может, и недостижим. И может, «в портленд воротиться нам не потребуется никогда».


Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.