Яркие особенности романского стиля в архитектуре средневековья

01.02.2017 / Делимся секретами / Теги: , , , , ,

Византийский стиль в архитектуре возник в 10-м веке и господствовал на местности Восточной Западной Европы до конца 12-го столетия.

Такой стиль средневекового искусства возник во время новой феодальной цивилизации. Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного архитектурного мастерства. Для периода раннего феодализма свойственны раздробленность европейских земель и междоусобные войны. И эти факты не могут не отобразиться на архитектуре того времени. Дозорные башни, громоздкость стен и сводов, световые проемы, смахивавшие на бойницы – эти линии характерны постройкам романского периода.

Появление термина

Исключительно в начале 19-го столетия возникло обозначение «византийский стиль», когда возникла потребность использовать конкретные уточнения в историю искусства Средних веков.

До этого времени стили в архитектуре имели общее наименование и обозначались термином «готика«. Сегодня готическое назначение считается более поздним временем, который доводится на 12-й век. Византийский стиль, как термин, возник благодаря французским археологам, которые считали это архитектурное назначение не очень прекрасным решением позднеримской архитектуры. На этом фото четко можно взглянуть специфики византийского стиля:

Нотр Дам ля Гранд, Пуатье, Франция, 11-век

Отличительные специфики

Отличительные специфики романской архитектуры

Романская архитектура основывалась на применении деталей римского каменного архитектурного мастерства и их опыта, относящегося к античному стилю. К свойствам стиля относятся:

  • Полукруглые арки.
  • Тяжелые стены.
  • Цилиндрические, а еще крестовые своды.

В капителях и соборах устанавливались тяжелые колонны, прочно поддерживающие каменную конструкцию. Порой колонны заменяли пилонами — мощные столбы (восьмигранные, крестчатые). Пример собора в византийском стиле можно посмотреть на фото, представленном с боковой стороны. Сооружения отличались обычностью форм геометрии, однако стены украшались самыми разными резными и рельефными скульптурами.

Византийский стиль — это не просто общие специфики и конкретные свойства. Это настоящая эпоха, которую можно подразделить на 2 главных подвида:

  • Замковый — маленькие жилые сооружения в пару этажей, выделяющиеся округлыми сегментами.
  • Крепостной — боевые большие крепости формы квадрата, прочно защищающие собственных жителей от вражеского нападения.

Прекрасные храмы очень больших размеров пребывали на расстоянии колокольного звона. Они выступали в роли крепости для прихожан храма, а иногда и для жильцов всего города. Дома феодалов, а сказать точнее их замки, являлись натуральной крепостью. Они были окружены поверхностями стен внушительной высоты с башнями. А добираться до ворот можно было через подъемные мосты, ниспадающие над поверхностью воды глубокого рва.

Византийский стиль тесно переплетался и взаимодействовал с дальнейшим назначением в архитектуре — готическим.

Такой стиль развивался на основе романского искусства, но существовали характерные линии готики:

  • Благородство утонченных форм.
  • Повышение столбов для опоры, а еще высота сооружения.
  • Окна строений увеличены в размерах.
  • Тонкость скульптурной и резной работы.

Англия

Назначение византийского стиля в архитектуре относилось конкретно к замкам. Наружная особенность соответствовала функциональным потребностям:

  • Минимализм декора. Строительство замка больших размеров было сложной задачей в 11-м веке. Это требовало очень больших расходов, поэтому декорированием фасада строения занимались в самую последнюю очередь.
  • Кладка из камня. Аккуратная подгонка камней обеспечивала надёжность сооружения, и за неимением кирпичей это был наиболее надежный вариант.
  • Окна маленьких размеров. В то время стекло было очень дорогим и редким материалом. Выстраивать замки с большими окнами было не только невыгодно, но и не имеет смысла — полупрозрачность сооружения могла уменьшить его защищенность.
  Интерьер в едином стиле

Собор Святого Дэвида

Британия

Становление романской архитектуры в Англии конкретно связано с нормандским завоеванием, хотя и видны в работах отблески архитектуры эпохи Восстановления. В начале века древесные башни уже целиком сменились на каменные. Изначально это были двухэтажные строения, имевшие форму куба. По примеру нормандских архитекторов, английские зодчие начали применять комбинирование донжона, рвы и палисады, которые окружали лагеря лучников.

Донжон — главная башня замка периода средневековья, стоявшая по отдельности в недоступном месте. Играла роль убежища во время нападений врага.

В 1077 годы был возведен легендарный Тауэр, во время правления Вильгема Завоевателя. Донжон Тауэра — Белесая башня.

Характерной чертой романского назначения стало воссоединение в одном построении 2-ух видов храмов: приходского и монастырского. Из Нормандии также было позаимствовано конструирование двухбашенного фасада западной части строения. Это можно видеть на примере собора, размещенного в Дареме.

В начале 12-го столетия строились башенообразные донжоны: с прямыми углами ил многоугольные конструкции. Но к концу столетия башни приобрели шарообразную форму.

Британский Тауэр (вид с боковой стороны)

Германия

Вормский собор

Вормский собор — ярчайший пример византийского стиля в Германии. Его строительство длилось больше 100 лет (с 1171 по 1234гг). Для построения употреблялся песчаник (жёлто-серый), а рельефное свободное место структуры строения строго выражены четкими гранями. Храм состоит из 4-х высоких круглых башен с каменными конусами-шатрами и нескольких более невысоких башен средокрестия. Ровная поверхность стен и узкие окна оживляются лишь благодаря аркообразным фризам вдоль карниза. Часть сверху цоколя галереи и фриз арки объединяют узкие лицены.

Лизены — вертикально размещенные плоские выступы на стеновой поверхности.

Франция

Первоначальные формы романской архитектуры возникли к концу 10-го столетия. Масштабное распространение получили паломнические соборы Франции с хором и радикальными капеллами обходной галереи около него. Также применялись трехнефные базилики — в усреднённом нефе пребывали своды формы цилиндра (Сен-Сернен, Тулуза).

Французское архитектура романского периода отмечено восхитительным разнообразием школ. Бургунская школа Клюни 3 тяготела к особенной композиции монументального характера. А церковь Норт-Дам (Пуатье) отличалась прекраснейшими скульптурами, украшающими строение.

Нотр Дам ля Гранд, Пуатье, Франция, 11-век

Испания

В романскую эру в Испании настало строительство замков-крепостей и городских укреплений . Архитектура храмов и церквей была очень аналогична с зодчеством французских рабочих, что можно видеть на примере кафедрального собора в Саламанке. В общем она точно отличалась четкими линиями разграниченных объемов, целостностью законченых частей и безупречностью форм.

Кафедральный Собор в Испании

Италия

Домский собор в Италии

В зодчестве культового назначения архитекторы Италии придерживались центрического типа для крещалин и базикального для соборов. Центрами средневекового византийского стиля были два города: Тоскана и Ломбардия. В ломбардских храмах большое внимание уделялось фасадам. Скульптурный декор, лизены, выносные крыльца-портики, компактные галереи — все это применялось в одеянии итальянских церквей 11-12 века.

  Гнём оргстекло в домашних условиях — новые возможности для творческой работы

Одним из очень интересных зодческих ансамблей являются колокольни, собор и баптистерий в Парме. Фасад собора декорируют портики и аркады, а еще компактные галереи. Здание бапсистерия имеет восьмигранную форму и опоясывается 6-ю воздушными галереями.

Статуя

В начале 12-го века приходит масштабное распространение основательной скульптуры и а именно рельефа. На смену языческим византийским образам приходят церковные композиции, которые олицетворяют сцены из евангельского писания.

Романские соборы украшались монументально-декоративными композициями в качестве рельефных человеческих фигур, расписанных красками. В основном, скульптуры применялись для изготовления целостной картины экстерьера соборов.

Расположение рельефов не имело конкретных границ: они могли быть на западных фасадах, возле порталов, на капителях или архивольтах. Угловые фигуры были намного меньше, чем скульптуры в самом центре тимпана (внутренняя часть полуциркульной арки, находящейся над порталом). Во фризах они принимали более приземистую форму, а на несущих колоннах — продолговатые пропорции.

Главной задачей романских художников являлось создание образа вселенной, благодаря этому они не стремились передать сюжеты настоящего мира.

Искусство

Изобразительное искусство того времени тесно переплеталось с романской архитектурой. Благодаря этому главенствующее место в одеянии соборов занимала фреска. Цветные росписи светлым ковром покрывали стены нефов, плоскости сводов, аспиды и притвора.

Во время 11-12 вв. первый раз стали возникать витражи, которые расположились в проемах окон капелл и аспиды. На светлых витражных картинах изображали сцены из Священного Писания.

Интерьер

Интерьер планировки внутри соборов отвечал социальным и культурным требованиям. В храмах устанавливалось по три нефы, которые разграничивали свободное место для прихожан различных слоев населения.

Византийские аркады начали применяться и в романской архитектуре. Внутренние колонны имеют форму в виде цилиндра, что позже применялось в готике. Верхняя часть вертикальной опоры имела форму куба, пересеченного шаром. Но на протяжении какого-то времени она упрощалась и в конце концов приняла канонический вид. Скульптурные фигуры в форме рельефа покрывала плоскости верхней части вертикальной опоры и стен.

Подложка на пробковой основе под линолеум — зачем она необходима и в каких вариантах применяется.

Чем была отличительна Викторианская эпоха и каковы ее специфики, читайте здесь.

Оригинальный кухонный дизайн: http://trendsdesign.ru/home/kitchen/kak-dostich-neobychnogo-dizajna-kuxni.html

С начала 10-го столетия применяется техника витражей, композиция которых была достаточно примитивной. Позже можно было повстречать истинные картины, сделанные из многоцветных стекол разных цветов. В данный этап также возникают стеклянные лампады и сосуды.

Видео-обзор на византийский стиль и его специфики

Выводы

Византийский стиль оставил за собой массивный отпечаток на будущем развитии интерьера и экстерьера других веков. Потихоньку перетекая в готическое назначение, все равно образ остался главным для готики и прочих зодческих веков мира. Хорошим примером стал маньеризм, как переход с одной исторической эпохи к иной. Если же вы больше сторонник оригинальных форм и хаоса, то вперед читать за авангард, как одну из ветвей искусства 20 века.

Добавить комментарий